+7 (831)274-01-00
Адрес центрального зала: Нижний Новгород, ул.Буревестника, 15а
E-mail: karatenn@mail.ru
О тренировочных режимах
20-07-2017

О тренировочных режимах

 Чем отличаются поддерживающий и развивающий режимы тренировок. Сколько нужно тренироваться для достижения спортисных результатов, как расставлять приоритеты и о многом другом...

  • Сколько должен тренироваться спортсмен, для достижения серьёзных результатов?

  • Почему одни спортсмены дорастают до уровня национальных первенств, а другие годами остаются в статусе «начинающего»?
  • Проблема расстановки приоритетов, можно ли сочетать серьёзные занятия спортом с другими видами деятельности?
  • Тренировки для себя или работа на результат – что лучше?

 

На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в своём сообщении.


Начать разговор мне бы хотелось с разговора о тренировочных режимах. Если не углубляться в теорию и методики планирования спортивной подготовки, мы можем выделить два основных тренировочных режима, в которых может работать учебная группа или отдельные спортсмены, это развивающий и поддерживающий режим тренировочных нагрузок.

 

В процессе тренировки спортсмен осваивает определенный набор упражнений и техник и в результате своей практики получает на выходе устойчивый навык, который в дальнейшем может развиваться, может поддерживаться на нужном уровне – а может и теряться, в том случае если полученные умения не применяются. Да, разумеется, всем известна аналогия с ездой на велосипеде или плаванием – один раз научившись ездить, не теряя равновесия или держаться на воде, человек как правило даже спустя долгие годы способен пользоваться данным умением. Но способен ли спортсмен-велосипедист или пловец после длительного перерыва опять показать хороший спортивный результат, как на соревнованиях «в молодости»? Увы, ответ отрицательный.

 

Большое количество людей (особенно заставших занятия каратэ на ранней стадии его становления в нашей стране или представляющих процесс обучения по фильмам) уверены, что тренировки по единоборствам – это сплошное «объяснение техники». Тренер показывает чудо-приёмы, ученики смотрят, слушают, потом пробуют повторить. Ну, может быть иногда отжимаются или бьют по снарядам. Содержание занятий почти не меняется, меняются лишь изучаемые приёмы.

Да, безусловно, такой подход был распространён много лет назад, когда уровень знаний методики был низким, а информация собиралась по крупицам. Возможно, и сейчас в отдельных секциях можно увидеть, как инструкторы часами рассказывают об особенностях отдельного приёма.

 

Однако спортивная, соревновательная практика убедительно доказывает: подготовка спортсмена – это определённая технология. И в силовом контактном противоборстве техническая подготовка – важный, но не решающий компонент. В каратэ Кёкусин не менее (а часто куда более) важно умение проявлять нужный уровень силы, выносливости, стремления к победе и твёрдость характера. Именно поэтому сам процесс занятий в Кёкусинкай нацелен на постоянное совершенствование, продвижение вперёд и этим коренным образом отличается от простого посещения фитнес-залов «для поддержания формы».

 

Итак, спортсмен, нацеленный на улучшение своих результатов должен развивать свои навыки. Существуют целые таблицы, которые показывают, когда и в каком режиме необходимо тренировать скоростно-силовые качества, когда и как – выносливость, или ловкость, или гибкость… В каком объеме и как интенсивно тренироваться, и как долго отдыхать – но оставим процесс планирования тренерам. Обозначим главное: если между тренировками проходит больше двух дней, большую часть тренировочного эффекта спортсмен потеряет. Проще говоря, за три тренировки в неделю выступающий спортсмен-любитель еще может что-то приобрести. Две тренировки в неделю – это минимум для поддерживающего режима. Это когда некоторый уровень спортсменом уже достигнут, но по стратегическим соображениям необходимо снизить тренировочный темп. Возможные причины: межсезонье, когда активно выступавшему спортсмену нужна передышка; восстановительный период после тяжелого турнира или травмы; большая побочная нагрузка – например, подготовка к экзамену в школе или в ВУЗе, иные временные обстоятельства.

 

Я не зря упомянул фразу «временные обстоятельства». Разумеется, если у члена сборной команды возникнет необходимость снизить темп нагрузок и тренироваться в поддерживающем режиме, это будет встречено с пониманием. Равно как и временный перевод в другую группу, подмена тренировок на менее интенсивные – такое практикуется повсеместно. Не будем забывать, что обычный режим тренировок выступающего спортсмена – от 4 до 6 тренировок в неделю.


Оговорюсь о режиме групп начальной подготовки (НП). Да, это изначально два занятия в неделю, но на этапе знакомства с предметом, с тренером, структурой занятия и общим тренировочным форматом – этого для многих новичков достаточно. Кому этого покажется мало, довольно быстро получит возможность заниматься дополнительно. И как следствие, перспективу сменить группу НП на учебную и спортивную. Кто захочет большего, мы дадим такие возможности.

 

Но очень часто встречается картина противоположная. Обычный школьник, занимающийся в клубе второй-третий год. Выступающий в лучшем случае один-два раза в год на клубных турнирах и раз в год выбирающийся на трёхдневные сборы-экзамены, начинает посещать занятия даже не три, а один-два раза в неделю. Допускает пропуски по причине «плохого самочувствия» и «семейными обстоятельствами». Среди причин называется «посещение репетитора», «было много уроков» и даже «родители наказали за оценки, не пускают на каратэ». Кстати, последняя из причин – справедливо воспринимается тренером как личное неуважение: наши занятия не предмет для шантажа, а труд тренера – не объект торга между ребенком и родителями, допустившими упущения в организации учёбы и быта школьника. Это принципиально и это не обсуждается.

 

Так вот, отметим: каждый занимающийся, оплативший членский взнос, теоретически может вообще не ходить на занятия, или посетить одно-два занятия. Конечно, мы не можем диктовать, какие задачи будут для вас более приоритетными, а какие – менее. Приоритеты каждый расставляет сам. И уж тем более, мы не имеем права настаивать, чтобы ученик тренировался в плохом самочувствии; если человек болен – он должен лечиться. Если родители хотят, чтобы ребенок помимо каратэ, посещал еще и музыкальную школу, театральный кружок, бассейн, танцевальную студию и учителя по китайскому языку – мы тоже не можем запрещать родителям развлекаться таким образом.

 

Но проходит год, другой, третий, и возникают вопросы. Самые разные, такого рода:

 

- Вы знаете, на соревнования мы пойти не можем – у нас репетиция в музыкальной студии.
- Вы говорите, что ребенок не может сконцентрироваться на занятиях – но дело в том, что у нас сегодня восемь уроков, а потом у нас еще танцы были.

- Мы тут неделю болели, а потом неделю к контрольным готовились… нам оплачивать за целый месяц?

- Скажите, у нас отпуск и мы месяц пропустим – ничего страшного?

- А можно ли получить пояс, и не ездить на сборы? У нас сейчас сложно с финансами…

- Почему вы исключаете нас из сборной команды, хотя мы принесли справку, что болели в прошлом месяце?

- А почему другие ребята сдали экзамен, а мой сын не сдал?

- А почему нас не берут на всероссийский турнир, а другие ездят?

- А почему наш ребенок постоянно проигрывает на клубных турнирах своим сверстникам? Он неспособный или он тренируется не у того тренера?

 

Могу ответить на каждый из вопросов по отдельности, если будет интерес. Но сам факт, что такие вопросы появляются регулярно, говорит о недостаточном понимании родителями и занимающимися основного принципа, от чего на самом деле зависит результат.


Принцип простой.

Одни занимаются по пять раз в неделю, без пропусков, и с полной отдачей, участвуют в сборах и соревнованиях, сражаются со спортсменами из других залов, клубов, регионов. У них мало свободного времени, зато опыт, умения и навыки растут на глазах. Это тяжёлый, но результативный труд. Дело, занятие.

Другие – тренируются 2-3 раза в неделю в одном и том же зале, с одними и теми же партнёрами. В мероприятиях клуба не участвуют, зато по выходным ездят с родителями на шашлыки. У них есть другие дела и занятия, «нет финансовых возможностей», они занимаются «для себя» и вообще не собираются «в большой спорт», турниры начального уровня – их потолок. И так – год за годом.

 

Но первые – будут выступать на Первенствах округа, России, международных соревнованиях; будут носить жёлтые, зелёные, коричневые пояса (а может быть, и чёрные).

А вторые – нет. В этом нет ничего страшного. Но выбор должен быть осознанным.

 

Хотим ли мы выжимать из своих учеников «результат любой ценой»? Нет, наши зарплаты не зависят от медалей и званий. Но наша работа – делать людей сильнее, смелее, организованней, учить их ставить цели и добиваться их, преодолевая трудности. То, зачем большинство и приходит в спортивные секции. Но наш Путь, которым мы следуем – это не турпоездка, не сплав на плоту по течению, а восхождение на крутую бесконечную вершину, шаг за шагом.

Подходит не всем, хотя открыт каждому.


(с) Фадеев Роман Игоревич, 14.03.2017 г.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных